Rammstein
– Душа новой машины
Интервью
с Рихардом и Шнайдером для "Rocksound" (октябрь, 2004)
У
Rammstein есть определенная репутация. Огонь, взрывы и фантастически
тяжелые гитары - все это предоставляется группой немцев, которые,
возможно, стремятся стать механическими звездами "I, Robot".
Но по мнению Кристофа Шнайдера, за фасадом киборга скрывается
душа человека, душа, которая несколько последних лет просуществовала,
мучаясь все больше и больше своим чувством цели. "По правде,
тогда мы совсем не ладили, все проблемы начались во время записи
"Mutter",- вспоминает барабанщик. "Основной проблемой
было то, что некоторые в группе считали необходимым делать все
по-своему, так как они были убеждены, что их способ наилучший.
Но в результате остальные просто не могли по-настоящему участвовать
в творческом процессе, и атмосфера в группе стала невероятно напряженной."
После
продолжительных концертных туров и работы в студии Rammstein-машина
стала разваливаться, их батерии разрядились. "Mutter"
очень давящий и агресивный альбом, потому что именно так мы вели
себя по отношению к друг другу", - объясняет гитарист Рихард
Круспе-Бернштайн. "Я слишком походил на улицу с односторонним
движением, где совсем нет места для маневрирования. Я не мог по-настоящему
понять никого, кроме себя, а группа не могла понять меня."
С ростом разногласий во время "Mutter"-тура каждому
вовлеченному стало ясно, что группа должна измениться.
"Мы не зашли так далеко, чтобы распасться,- добавляет Шнайдер,-
но мы должны были приспособиться и побыть порознь какое-то время."
Трудно
представить, что эти двое вежливых, учтивых и сдержанных музыкантов
и есть те самые люди, кто в ответе за такие пиротехнические гимны
как "Du Hast". Но Rammstein (в составе которого также
Тилль Линдеманн, вокал; Пауль Ландерс, гитара; Оливер Ридель,
бас; и Кристиан "Флаке" Лоренц, клавишные) провели весь
прошлый год, изменяясь и развиваясь, становясь чем-то новым, учась
быть в мире с самими собой. "Reise, Reise" - подходящее
название, Reise означает поездкa, путешествие, и новый альбом
- это своего рода путешествие Rammstein назад, возращение к тому,
чтобы быть группой, путь к их перерождению как музыкантов.
"Мы
должны были изменить подход,- говорит Рихард, - чтобы стать более
открытым, более свободными. Мы должны были позабыть о нашем эго,
оставив его за закрытой дверью, и снова стать группой. И мы должны
были делать то, что мы не делали в прошлом, чтобы позволить вещам
развиваться. Как, например, если у кого-то была какая-либо идея,
то раньше мы сказали бы:" Нет, нет, ты не можешь делать это,
это - не Rammstein", но в этот раз нас это не заботило, так
что, если кто-то хотел что-то делать, то мы были не против: "Просто
попробуй развить ее, и посмотри, что из этого выйдет!"
Травмирующая
запись "Mutter" сильно повлияла на группу, и на сей
раз они настроились на то, чтобы получить удовольствие, будучи
снова в группе Rammstein.
"Большим
делом было то, что при записи этого альбома мы наслаждались,-
объясняет Шнайдер, - Надо было быть открытыми по отношению друг
к другу, находить новые идеи и новые элементы для нашей музыки.
"Mutter" записывался по-другому, люди сочиняли что-то,
сидя дома за компьютером, так что только с полностью готовой идеей
приходили в студию, чтобы мы могли попробовать повторить это там.
Но не всем членам группы нравится такой способ, так что этот альбом
создавался подобно первому альбому, репетиции, потом обсуждение,
мы по-настояшему писали песни вместе. Нас действительно не волновало,
будет ли то, что мы делаем, раммштайновской песней или нет, и
очень о многом из того, что мы придумали сначала, мы говорили:"Ну,
это замечательно, но никогда не смогло бы стать песней Rammstein".
Но когда мы развивали это, добавляли вокал, то внезапно они стали
нашими песнями - песнями Rammstein. "Mutter" определенно
великолепный альбом, но делать его было не в кайф . Мы пришли
к выводу, что не имеет значения, сделали ли вы что-то, а важно
то, как вы это делали, и то, что вы получали удовольствие при
этом."
Исследуя
серое
В
результате альбом узнаваемо раммштайновский, но это Rammstein
на шаг дальше, потому что, освобождая себя от прошлых ограничений,
секстет придал своей музыке глубину и сложность, какой в ней не
было прежде. Их звук стал полнее, гитары - более будоражащие,
а музыка полна эмоционального буйства.
"Вообще,
мы устали от старого Rammstein, от того, что наши песни такие
идеально-звучащие, что то, что мы делаем - так совершенно",-
объясняет Шнайдер. "Мы довели эту смесь электроники и гитарного
звука почти до идеального уровня, и по правде говоря, у этой комбинации
осталось не так уж много потенциала. Так что мы на самом деле
хотели продвинутся дальше. Песню "Los", например, мы
сделали в стиле кантри! При этом мы записали две версии, и вторая
версия более типична для Rammstein, но, в общем, нам она показалась
просто скучной."
Рихард
смеется и вставляет замечание. "Правда то, что Шнайдеру реально
приелась игра в маршевом ритме, ведь только это и приходилось
ему играть. Так что он позвонил мне и сказал:"Слушай, Рихард,
я больше не могу это делать". Тогда я ответил:"Окей,
сколько заплатишь?" Он в ответ:"Смотри, я могу дать
тебе 100 000 долларов." На что я сказал:"Подними до
150 000, и мы можем поговорить!" Однако, если серьезно, то
мы не забыли, что все эти типично немецкие маршевые ритмы являются
фирменным стилем Rammstein. Ведь благодаря им мы и достигли такого
успеха. Поэтому, хотя мы и хотели попробовать что-то новое, есть
еще много вещей, которых мы хотели бы придерживаться, и они все
еще присутсвуют на новом альбоме."
Даже
сама группа оказалась удивленна результатом своих попыток.
"Странно",-
говорит Рихард. "На "Mutter" мы иногда играли до
20 гитарных треков, а на этом альбоме мы зачастую использовали
только четыре, но в целом все звучит намного значительнее чем
"Mutter". Я в самом деле не знаю почему, так как с технической
точки зрения этого быть не должно."
Шнайдер
соглашается. "Там может быть меньше гитар, но есть многое
другое. С предыдущим альбомом мир был черно-бел для нас, все было
очень экстремальным. А с новым же мы изучаем оттенки серого. Мы
стали более человечными, и теперь в музыке есть намного больше
чувства. Я - человек, я - больше не машина. Было весело играть
некоторое время как робот, но вы не можете делать это всю свою
жизнь."
Воодушевление
группы ощутимо и в том, что голос вокалиста Тилля Линдеманна звучит
более мрачно, глубже и в то же время более утонченно, это пение
человека, который целеустремленно занимается, чтобы исследовать
свои возможности.
Рихард
соглашается. "Невероятно, как он развил голос на этом альбоме.
И в то же время мы также изменили тональность песен, так что его
голос звучить в другой тональности. Иногда певцам требуется много
времени, чтобы найти свою тональность, но с нами это произошло
совершенно случайно. Мы приглушили наши гитары, и внезапно его
голос расскрылся и стал настолько многограннее."
Шнайдер смеется и добавляет:"Забавно, потому что он не имеет
понятия о настройке, так что он не может услышать различие!"
Единственное,
что не волнует группу, так это реакция их фанатов. Рихард относится
к этому просто. "Прежде всего, как музыкант, ты должен следовать
своим инстинктам, доставлять удовольствие себе. Если начинать
творить с идеи понравится другим людям, то в конце останешься
в проигрыше. Наша работа - делать то, что нам нравится."
А новый диск настолько хорош, что они действительно могут не волноваться.
Еще
одна перемена в раммштайновском лагере - группа выучила английский,
и теперь забавляется пением по-английски, исполняя на этом языке
несколько фраз песни "Amerika". Однако, это не значит,
что они намереваются превратить это в привычку. "Тилль способен
великолепно петь на немецком,- говорит Рихард - и сочининять тексты
с глубоким смыслом. Это намного лучше, чем пытаться делать что-то
несвойственное нам." Они также считают, что даже в обстановке,
сложившейся после 11 сентября, песня под названием "Amerika"
не сигнализирует о выходе Rammstein на политическую арену.
"Я
не думаю, что мы - политическая группа, потому что нашей целью
не является показать или объяснить людям, что делать," -
утверждает Рихард. "Это не наше дело. Люди пусть живут как
им нравится. "Amerika" - это констатация факта, потому
что мы все "живем" в Америке. Это своего рода иронический
способ сказать: "Что проиходит с миром, где есть Америка?".
Это только личное мнение. Таким образом, возможно, там есть и
немного критики, и если это считать политикой тогда, возможно,
это политическая песня. Но все же, прежде всего, это ироничная
песня. Всегда есть выбор, Америка не приставляет пистолет к виску
каждого, говоря:"Пей Кока-Колу, ешь в МакДональдсе",
или что-то вроде того."
Шнайдер
соглашается, но добавляет:"Мы действительно чувствуем, что
американское влияние слишком весомо в настоящий момент, и мы немного
устали от всего этого, особенно от политический решений последних
двух лет. Они собираются воевать, и им не нужно больше спрашивать
другие народы, а это уже слишком для меня. Никто не сможет остановить
их, если в правительстве не те люди."
Еще
одну вещь, конечно же, ожидают люди от Rammstein - это добротное
концертное шоу, и, не раскрывая своих карт, группа обещает не
разочаровать.
"Мы
все еще находимся в стадии разработки шоу, - говорит Рихард,-
поэтому не можем рассказать слишком много." Бремя фанатских
ожиданий, однако, нисколько его не волнует. "Мы всегда говорили
вначале, если сценическое шоу заходит слишком далеко, что ж, мы
должны что-то менять. Но, мне думается, мы всегда придерживались
баланса в этом, и по-моему, неплохо с этим справляемся. Так же
вот и с нашим новым альбомом. Люди говорили:"О, ну что еще
можно создать после "Mutter", будет ли это также хорошо?"
А результате все говорят:"Это даже круче!" Всегда найдется
способ сделать вещи по-новому, и я думаю, что важно не то, что
мы делаем все круче и круче, а то, что люди получат что-то особенное."
Alex Whitehead
"Rocksound", oктябрь 2004