«RAMMSTEIN»
ВСЕЯ РУСИ
Группа «Раммштайн» вполне может претендовать на звание
русской народной.
Народ! Есть один способ попасть на концерт «Р». Всей
толпой собираемся на станции метро «Спортивная», в 14.00, в центре
зала, и едем к кассам — а там всем спекулянтам, как говорится,
п.....!!! Убивать, конечно, никого не будем, но по билету — я
думаю — захватим. Если туда поехать толпой, то менты предпочтут
постоять в сторонке...
GOTT MIT UNS!
Отзывов на подобные сообщения, помещенные на российском
фан-сайте «Раммштайна» накануне концерта группы в Москве в ноябре
прошлого года, поступило немало. Ох, и многие же хотели: а) насладить
глаз изысканной пиротехникой, коей знамениты шоу «Раммштайна»,
б) ощутить маршевый ритм и в) вдоволь поорать вместе с восточногерманскими
музыкантами, песни на немецком языке — про насилие в различных
его формах.
Когда даже входные билеты расходятся уже за два месяца
до концерта, а за час до него на площади перед залом рядами стоят
бородатые дядьки вполне цивильного вида и гундосят «куплю билет
за любые деньги» — стоит или нажиться на явлении или попытаться
в нем разобраться.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Со специфической германской эстетикой популярная культура
стала целенаправленно заигрывать где-то через тридцать лет после
Нюрнберга. «Лед Зеппелин» (в фуражках с поднятой тульей), «Секс
Пистолз» (в майках со свастикой) и «Кисс» (с буквами «с» в эсэсовском
начертании) с большим успехом расхаживали на сценах, далеких от
стран народной демократии и интернационализма.
Впрочем, народно-демократическая поп-сцена в критический
для себя момент тоже стала порождать своих приверженцев немецкого
тоталитарного стиля, которые нынче популярны во всем мире. В Словении
появилась группа «Лайбах»; в Восточной Германии, чуть позже —
«Раммштайн»... Похожая стилистика, схожая аудитория (все возрасты,
любое образование), и даже кресты на логотипах групп — один в
один. Музыкантов, конечно, время от времени ругают, обвиняют и
пытаются поставить перед судом общественности — но ничего не выходит.
Поэтому их покупают, рекламируют и крутят по MTV — чтобы, в случае
чего, снова ругать, обвинять и ставить.
«Наша музыка не разрушительна, в ней нет смысла, который
побуждает к насилию», — предупреждал солист «Раммштайна» Тиль
Линдеман с каждого билета на московское шоу группы.
«Мы не имеем ничего общего с ультраправым экстремизмом.
Мы провоцируем, но такова суть рок-музыки», — уточнял барабанщик
Кристофер Шнайдер в одном из интервью.
— Демократия нуждается в постоянных прививках от тоталитаризма,
— объяснил корреспонденту «СН» один из деятелей отечественного
шоу-бизнеса. — Сам понимаешь: «Раммштайн» — как много в этом звуке...
Сколько всего слилось для русского сердца в саунде
«Раммштайн» — точно сказать трудно. Но, скорее всего, не меньше,
чем в зазубренных со времен советского кино буквосочетаниях «хальт,
аусвайс», «нихт шиссен» и «ахтунг, фойер».
БРАТАНЫ
— Братаны немецкие приехали, наконец-то слабают нам,
— тряс меня за шиворот мужичок из скинхедов, лет сорока, мой сосед
на концерте.
Лабают, если честно, «Раммштайн» очень обычно. Такими
могли бы стать «Скорпионз», неплохо начинавшие на родном немецком,
если бы не продали тевтонское первородство за чечевичную похлебку
англоязычных хит-парадов.
Впрочем, «Раммштайн» могли бы и не петь совсем. По
возможности не пропуская более или менее достойных концертов,
я не припомню, чтобы зал перекрывал концертные динамики столь
стройным пением чужеземных хитов. И чуть ли не больше поражал
взгляд слаженностью в телодвижениях.
— В кулак хоть сожми, — бабушка Раиса, приведшая внука
Диму на «Раммштайн» («Любит он их очень, а одного не отпущу: потопчут»),
неодобрительно смотрит на его вскинутую вперед правую руку. Бабушка,
как оказалось, была эвакуирована из блокадного Питера в возрасте
четырех лет.
— Да ладно, ба. Все так делают, — огрызнулся Дима.
И он был прав: так в зале делали очень многие. Потому что солист
тоже вскидывал правую руку вперед. Чуть согнув в локте, конечно,
как и подобает вождю. И ожидал криков «Хайль» в нужных фрагментах
композиций. И дожидался, благодарно кивая публике головой с панковским
ирокезом на макушке.
ALLES GUT?
Скорее всего, музыканты «Раммштайна» не вполне осознают,
какой социокультурный контекст они невольно дополнили своим ноябрьским
представлением. Может, из-за того, что в той же Германии на десять
высунувшихся с какими-либо лозунгами неонацистов тут же сбегутся
сто антифашистов — которые, с большой долей вероятности, разберутся
с первыми еще до приезда полиции. Именно поэтому «Раммштайн» для
немцев и прочих европейцев проходят по категории искусства, а
не чего-нибудь более уголовного. Та же самая прививка — с хорошими
сборами по всему миру.
Но, приезжая в Россию, «Раммштайн» оказывается в стране
не то, чтобы не привитой, а, как показывают последние события,
совсем хворой по части нацизма. Где их провокацию очень многие
склонны принимать за чистую монету — хоть и помимо желания любимых
музыкантов. Где — без милицейских кордонов и пр. — в любой момент
может начаться совсем другое шоу.
Юрий Васильев