Жигало
болезненного шарма или отсутствие мелодии
Тилль Линдеманн говорит
неохотно. Все то, что он хотел сказать, бывший житель Лейпцига
с 1995 года выражается в текстах песен, написанных для группы
Rammstein. Из-за отсутствия каких-либо разъяснений в содержании
текстов постоянно возникают недоразумения и ложные интерпретации
смысла песен. Недавно был опубликован первый сборник стихотворений
"Messer".
Из интервью с Тиллем
Линдеманном становится ясно, что "Rammstein" - одна
из немногих групп, которая была неправильно понята в самом начале
творческого пути. Уже первый альбом "Herzeleid" вызвал
негативную реакцию критиков и части зрителей. Группу обвинили
в симпатиях к нацизму из-за внешней деспотичности и агрессивности,
хотя речь шла, по словам автора текста, о переживаниях и душевных
терзаниях. Использование в клипе фрагментов из фильма Лени Рифеншталь
"Olimpia" дало повод критикам обвинить "Rammstein"
в пропаганде неонацизма, авансирование тевтонской мощи и стальных
мускулов.
После выхода сборника
"Messer" и долгих лет сдерживания автор, Тилль Линдеманн,
выражает свои взгляды на стихотворения, собранные почти за два
десятилетия, в интервью журналам "Der Spiegel", "Fokus",
"Welt am Sonntag", "TAZ". Снова возникают
вопросы: что это? Бегство или фактический конец холодной информационной
войны? Вечно не понятый Линдеманн отвечает: "Ни то, ни другое.
Фактом является то, что я очень неохотно и редко даю интервью,
поясняя свое творчество. В прошлом многие вещи были переоценены
настолько, что у меня нет никакого желания говорить об этом подробнее.
К сожалению, на этот раз здесь нет никого из моих коллег, которые
могли заменить меня на этом месте. Это не означает, что я сержусь
на какие-либо слухи, полуправду или странные интерпретации моих
текстов. Однако, я не хочу способствовать их появлению и распространению.
Успех Rammstein подтверждает нашу правоту и делает нас выше упреков
в слабоумии. Это наш типично немецкий менталитет - мочиться друг
другу на ноги. Мы спокойно улыбаемся этому. Конечно, появление
"Messer", делает меня более уязвимым. Если средства
массовой информации не будут доносить мои слова достоверно, то
в будущем, пожалуй, они не услышат от меня никаких откровений."
Определенная позиция. Однако, как же следует относиться к стихотворениям
из "Messer" после агрессивного, грубого стиля Rammstein,
где Линдеманн метафорически изображает первоначальные импульсы
- силу, секс, смерть - отображая, таким образом, двигатель тысячелетнего
развития человечества.
Творчество Линдеманна
разнообразно. Его необычная карьера началась в Восточной Германии
в 1997 году. Сын шверинского писателя начал с обучения у столяра,
плотника, затем корзинщика. Позже работал грузчиком в магазине
и, ради удовольствия, играл на барабанах в нескольких панк-группах,
например "First Arsch". Сегодня Тилль Линдеманн - творческая
личность, включающая в себя музыканта, автора текстов, поэта,
рок-звезду, шоумэна.
"...Я
колю мою грудь из удовольствия,
Идет дождь и мое сердце станет сырым.
Оно открывает мои наполненные вены
И дарит тебе букеты красных слез+"
("Nebel")
"Я ни в коем случае
не художественная фигура. Принципиально я выступаю как автор текстов,
который в данный момент делает первые шаги на пути к лирике. Вся
книга - это что-то вроде ретроспективного взгляда. Этот процесс
можно сравнить с жизнью нашей группы, когда после рассмотрения
20 песен, мы, наконец, решаемся увековечить их в альбом. Издатель
Герт Хоф и я выбирали более чем из 1000 стихотворений, написанных
за 15 лет, прежде чем решили опубликовать их в "Messer".
Пожалуй, как и каждого поэта, источниками моего вдохновения были
окружающий мир и собственные переживания. Я думаю, что таким образом
мой внутренний мир сводит со мной счеты, мстит мне. Неважно, чем
это вызвано: мечтами, душевными травмами, книгами, фильмами или
просто прогулками. Круглые сутки я воспринимаю информацию и записываю
ее в блокнот. Мои тексты почти всегда возникают из подсознания.
Я сажусь за стол с мыслью написать что-то положительное, но в
конечном итоге всегда возникает что-то мрачное, темное, и мне
кажется, что во мне заложено некое негативное начало. При подробном
рассмотрении в текстовой форме можно уловить проблески юмора (хотя
и черного), навеянного Comedy-Ikone Хайнца Эрардта 60-х годов."
Линдеманн не наигрывает мелодии, но улыбается, и на этот раз его
голос не грохочет.
"У
меня есть винтовка, я ее зарядил.
Щелчок, и у тебя больше нет головы.
Я вижу это через клубы дыма+"
("Absicht?")
"Это действительно
очень хороший образ, который , если смотреть поверхностно, обусловлен
силой и провокацией. Однако, при более вдумчивом прочтении обнаруживается
влияние комика Вица, которого большинство людей просто не воспринимают.
Хотя тексты почти всегда возникают подсознательно из неопределенной
идеи или услышанной истории, я всегда оставляю маленькую дверцу
в потайную комнату, где можно посмеяться над ними. Наиболее отчетливо
это заметно в стихотворении "Big in Japan", которое
я написал после посещения ночного бара в Токио. Речь идет о человеке,
который предстал перед судом за то, что навешивал груз себе на
яйца и показывался перед детьми из детского сада. Известно, что
японцы не очень хорошо оснащены от природы, но в целом с грузом
это выглядело внушительно. Опираясь на песню популярной немецкой
группы "Alphaville", насмешка выглядит еще более императивно
(категорично). Нет ничего более удовлетворительного и интересного
для автора, чем создавать трения, поляризовать, а затем наблюдать
реакции различных людей."
"Messer"
- это ловушка страха, где сконцентрированы все его ипостаси от
озадаченности до настоящего удовольствия. "Время от времени
я спрашиваю себя: что я создал, какого монстра? Но, с другой стороны,
иногда кто-то маленький и грязный внутри меня тихо радуется и
хихикает преднамеренной провокации конкретного действия, неосторожно
вызванной неудачной интерпретацией стилистического решения замысла."
Запрет переменам? Не
только в песне "Wohllt ihr das Bett in Flammen sehen?"
из дебютного альбома имя Rammstein использовалось как призыв к
битве, а не только как элементарный строительный камень (основу)
контекста. Тилль Линдеманн: союз страха, ужасный ребенок, жигало
болезненной эротики+
"Конечности
стали бледно-голубыми.
Ты испуганно дышишь солнечным светом.
Пока твои тяжелые бедра еще теплые,
Я могу любить твои останки+"
("Tanzerin")
"Я не хочу быть
неправильно понятым, но с другой стороны очень забавно снова и
снова наблюдать, какое волнение вызывает эта группа. Сегодня провокации
не настолько интересны для нас, как во времена падения берлинской
стены. Тогда это зависело, от того насколько зло может быть провокационным
и разрекламированным; необходимо было что-то делать новое на немецком
языке. Сегодня речь идет совсем о других вещах, искусство и окончательный
результат стоят для нас на первом месте. Мне не нравится, когда
мои тексты трактуют слишком помпезно и дают определенное направление
содержанию. Гораздо увлекательнее, когда люди мысленно сами воображают
картины к моим текстам. Впоследствии, я установил, что многие
были разочарованы, узнав настоящее значение моей лирики. Их фантазия
и воображение оказались более сенсационными, чем мои заключительные
пояснения. Некоторые вещи должны оставаться невысказанными +"
Специально изготовленные
своеобразные фотографии, на которых печальный Линдеманн путешествует
в мире неодетых кукол-детей, играют значительную роль в "Messer".
Избранный тусклый образ андрогинного аутсайдера резко отличается
от привычного имиджа нагруженного мышцами пиромана - охотника
за женщинами.
"Полная свобода
интерпретации в связи стихотворение-фотография и наоборот - это
интересный эксперимент с целью узнать, как взгляд на стихотворение
с помощью фотографии может изменяться в различных вариантах. Нет
никакой непосредственной связи между этими художественными формами,
но при желании возможен небольшой диалог. Эти изображения показывают
меня с другой стороны, которая, вероятно, до сих пор была неизвестна+"
При ближайшем рассмотрении, эта сторона личности содержит индивидуальность,
сохраняющая протагонизм, как ядро творчества Линдеманна: уязвимый,
требующий защиты чудак, низвергнутый Freak, чувствительный мертвец.
Многообразие ролей, свойственное его личности, постоянно несет
потенциальные недоразумения.
Тилль Линдеманн: человек
горит.